Путь к странице: Главная » Сегодня на уроке
Большое обновление — материалы для самостоятельного изучения (2009)
Все файлы в формате .docx (MS Office 2007). Для чтения в MS Office 2003 потребуется плагин.
8 класс
Файл №1 (Ковалентная связь)
Файл №2 (Металлическая связь)
9 класс
Файл №1 (Алюминий)
Файл №2 (Железо)
10 класс
Файл №1 (Циклоалканы)
Файл №2 (Алкадиены)
Файл №3 (Арены)
11 класс
Файл №1 (Высокомолекулярные соединения)
Файл №2 (Сущность и классификация химических реакций)
Файл №3 (Окислительно-восстановительные реакции)
Подготовка к экзаменам — продолжение
Билет №12
Электрохимический ряд металлов. Необходимо упомянуть о том, что создал этот ряд русский учёный Н. Н. Бекетов на
основании эксперимента. Поэтому исторически этот ряд называют рядом Бекетова или вытеснительным рядом.
Электрохимия изучает окислительно-восстановительные процессы, которые могут служить источником электрической
энергии и окислительно-восстановительные процессы, которые протекают при участии электрической энергии.
В электрохимии используют проводники первого рода — металлы, которые обладают электронной проводимостью,
и проводники второго рода — электролиты, обладающие ионной проводимостью. Другими словами,
Электрохимический ряд металлов можно использовать только для водных растворов солей и кислот и самой воды.
Из Электрохимического ряда следует:
- чем левее расположен металл, тем он активнее, тем легче он отдаёт e— (окисляется), тем труднее его ионы принимают e— (восстанавливаются);
- каждый Ме вытесняет все последующие за ним Ме из растворов их солей. Это справедливо для Ме, стоящих после магния, т.к. активные Ме реагируют в первую очередь с водой с вытеснением водорода;
- Ме, стоящие до водорода, вытесняют его из кислот–неокислителей.
Билет №11
Определение аллотропии. Понятие об аллотропных модификациях.
Примеры:
Кислород и озон: философские понятия о переходе количества в качество. Кислород состоит их 2 атомов,
между которыми двойная прочная связь, поэтому кислород находится в природе при обычных условиях, а озон —
из 3–х атомов, между которыми одинарная непрочная связь, поэтому может находится в природе только при
низких температурах, например, озоновый слой Земли.
Фосфор: красный (стабильный при обычных условиях); белый (может храниться под слоем воды, потому что
самовоспламеняется на воздухе).
Углерод: графит и алмаз.
Сера: кристаллическая, пластическая, аморфная.
У металлов аллотропия тоже распространена, но аллотропные модификации металлов отличаются не так сильно.
Наиболее яркий пример — это олово. Белое обладает металлическими свойствами, а серое —
неметаллическими.
Органическая химия.
Существует план, которого я рекомендую придерживаться, отвечая на вопросы по органике.
Определение класса соединений.
Общая формула.
Первые 4—5 представителей (формулы): брутто (исходим из общей формулы) и структурную (по определению),
например:
Алканы — это углеводороды, отвечающие общей формуле CnH2n+2,
в молекуле которых все связи σ.
СH4
C2H6
C3H8 — данная формула составлена по общей формуле алканов, а структурная
показывает, что все связи одинарные.
Затем переходим к номенклатуре. На экзамене в школе можно ограничиться только международной.
- Состояние атома углерода
- Число σ—связей
- Гибридизация
- Угол между гибридными орбиталями
- Форма молекулы
- Число π—связей
- Возможность свободного вращения вокруг связи С—С
- Длина связи С—С
Изомерия. Рекомендую повторить все виды изомерии, рассматриваемые в школьном курсе химии:
- Изомерия углеродного скелета
- Изомерия местоположения кратной связи
- Геометрическая (пространственная) изомерия
- Изомерия местоположения функциональной группы
- Межклассовая изомерия
- Оптическая изомерия
Для каждого конкретного класса веществ привести примеры видов изомерии, составить структурные формулы молекул,
дать им название.
Химические свойства.
Вытекают из строения молекулы: если связи одинарные — прочные, выгодные, то характерны реакции замещения,
а если связи двойные — непрочные, невыгодные, то характерны реакции присоединения за счёт
разрыва π—связей и превращения их в σ.
Получение.
Применение.
Подготовка к экзаменам
Билет №1
- Современная формулировка Периодического закона (можно сравнить её с менделеевской, указав, что ко времени открытия закона ещё не было данных о сложном строении атома)
- Строение атома: открытие элементарных частиц, их заряд, масса, место нахождения в атоме.
- Как определить число всех элементарных частиц в атоме?
Форма электронных облаков.
Распределение валентных электронов по подуровням. s, p, d, f–элементы. - Физический смысл порядкового №; № периода; № группы; принадлежность к главной или побочной подгруппе.
Металличность и неметалличность.
Для этого рассмотреть три примера строения атома: типичного металла, типичного неметалла, металла побочной подгруппы. Для рассмотрения нужно выбирать щелочной металл, алюминий, железо, неметалл подгруппы кислорода, галоген, инертный газ. Все эти элементы есть в других билетах, и, изучив их строение при подготовке к этому билету, вы уже сделаете задел на будущее. - Система элементов (периодическая таблица):
- порядковый №;
- период (определение);
- группа (определение);
- виды таблицы — короткопериодная — элементы главной и побочной подгруппы находятся в одном столбце, но смещены относительно друг друга и длиннопериодной — s и p–элементы расположены по краям, а d–элементы располагаются между ними.
- Значение П.З. для развития науки.
Билет №2
Ответ на этот билет уже практически подготовлен.
Нужно выбрать элементы III периода и IА или VIIА группы.
Элементы одного периода.
Рассмотреть их строение, отметив, одинаковое число е—&ndashоболочек, и увеличение числа
валентных е—.
Сделать выводы о металлических и неметаллических свойствах в зависимости от числа е— на последней
оболочке — каждый период начинается щелочным металлом, переход к металлам, чьи соединения амфотерны,
переход к неметаллам, активность неметаллов увеличивается и период заканчивается галогеном и инертным газом.
Затем составить формулы оксидов этих элементов, указав изменяемость их характеров от основного через амфотерный к
кислотному. Затем составить формулы гидроксидов, соответствующих этим оксидам, указав изменяемость их характеров от
основного через амфотерный к кислотному. Желательно написать структурные формулы.
Уделите время для отработки этого материала, потому что данный материал необходим на ответ билета №14.
Элементы одной группы.
Рассмотрев строение щелочных металлов, укажите, что сохраняется число валентных е—, а следовательно,
и металлический характер, но меняется число электронных оболочек, радиус атома и притяжение валентных е—
к ядру ослабевает, что приводит к лёгкости отдачи е—, и, как следствие, усиление активности.
Поскольку сохраняется число валентных е—, то сохраняется форма и характер оксидов Me2O
(основной) и гидроксидов MeOH (щёлочь) для всех элементов данной подгруппы.
Билет №3
- Химическая связь (определение).
- Причины образования х.с.
- Строение атомов инертных газов на примере гелия и неона или аргона.
- Понятие завершённого электронного слоя: дуплет и октет электронов. Упомянуть о том,
что только атомы инертных газов имеют завершённую е оболочку.
- Ионная — между типичным металлом (щелочным) и типичным неметаллом (галогеном). Показываем строение атомов
Na, Cl и образование кристалла NaCl. Способ образования — переход валентных е— от атомов металла к атомам
неметалла и взаимное притяжение разнозаряженных ионов.
Характеристика ионной связи: ненаправленность, ненасыщенность, энергия связи. В связи с этим — нет отдельных молекул, а есть многоионные кристаллы веществ с этим типом связи. -
Ковалентная связь осуществляется между атомами неметаллов.
Разновидности этого вида связи:
неполярная (атомы с одинаковой электроотрицательностью); Показываем строение атомов H, Cl, N и образование молекул H2, N2, Cl2.
полярная (атомы с разной электроотрицательностью). Показываем строение атомов H, Cl, N и образование молекул HCl, NH3.
Связь, осуществлённая по донорно–акцепторному механизму.
Показываем строение атомов H, Cl, N и образование молекул HCl, NH3. Пишем реакцию взаимодействия этих 2–х веществ с образованием хлорида аммония.
Характеристика ковалентной связи: направленность, насыщенность, энергия связи.
Форма существования веществ с этим видом связи: молекулы и вещества с атомной кристаллической решёткой.
- Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. На примере строения атома натрия: легкость отдачи е—, превращение в катион, притяжение между е— и катионом, обратное превращение в нейтральный атом и т.д. Характеристика и физические свойства металлической связи. Уделите время для отработки этого материала, потому что данный материал необходим на ответ билета №9.
- Водородная связь. Образуется между веществами с ковалентной полярной связью, и осуществляется межмолекулярным притяжением между атомами водорода, с одной стороны, и атомами фтора, кислорода и азота, входящими в состав разных молекул. Рассмотреть на примере образования связи вода—вода, спирт—спирт, карбоновая кислота—карбоновая кислота. Уделите время для отработки этого материала, потому что данный материал необходим на ответ билетов №10 и №13.
Билет №9
Металлы.
Положение в П.С.(нижний левый треугольник — элементы главных подгрупп +
все элементы побочных подгрупп).
Большая часть материала уже подготовлена в вопросах П.З. и строение атома. Рекомендую рассмотреть строение металлов
Na — типичный, Al — соединения амфотерны, Fe — представитель побочной подгруппы.
Физические свойства и металлическая связь тоже уже изучены в билете №3.
Химические свойства просят рассмотреть с точки зрения восстановительных. Это значит, что все реакции, предложенные
вам, необходимо уравнивать с помощью уравнения электронного баланса.
Необходимо рассмотреть реакции металлов с простыми веществами, неметаллами и со сложными веществами (водой,
кислотами, солями, оксидами других металлов). Рассматривая реакции с кислотами, желательно рассмотреть
взаимодействие металлов, стоящих в ряду напряжения до водорода (не брать щелочные и щёлочно–земельные,
потому что они реагируют с водой) с разбавленной серной кислотой, как представительницей класса кислот.
Также показать реакции с концентрированной серной и азотной китслотами, любой концентрации.
Помни! В этих случаях получаются 3 продукта: соль, газ (ни в коем случае не водород!) и вода.
Уравниваем по следующим правилам:
- Ищем элементы, изменившие α;
- Составляем уравнение электронного баланса
- Ставим коэффициенты:
- Перед газом;
- Перед атомами металла в обеих частях уравнения
- Считаем число атомов S или N в правой части
- Ставим коэффициент перед кислотой
- Уравниванием атомы водорода
- Делаем проверку по кислороду
- Пишем названия процессов, а также указываем, кто выполняет роль окислителя и восстановителя.
Уделите время для отработки этого материала, потому что данный материал необходим на ответ билетов №№10, 14 и 21.
Билет №10
- Характеристика неметаллов.
- Положение в П.С. (верхний правый треугольник). Только представители главных подгрупп.
- Строение атомов на примере халькогенов. Окислительно–восстановительные свойства. Рассматриваете на примере серы и кислорода.
Реакция с металлами — неметалл всегда окислитель. Кислород только в реакции со фтором проявляет свойства
восстановителя.
Для серы другая картина. В реакции с неметаллами: если неметалл в П.С. правее или выше, то сера — восстановитель. Рассмотреть реакции с кислородом и со фтором. А если неметалл стоит левее в П.С., то сера выступает в роли окислителя. Реакции с углеродом и водородом.
Все реакции необходимо уравнивать с помощью уравнения электронного баланса.
- Читаем задачу 3 раза:
1-й, чтобы прочитать
2-й — составить краткое условие
3-й — составить уравнение реакции и подчеркнуть коэффициенты - Над формулами веществ выписываем данные из краткого условия
- Под формулами — соответствующие молярные массы, объёмы с учётом числа моль (коэффициент перед формулой)
- Составляем пропорцию:
1-я строчка — данные над формулами
2-я строчка — данные под формулами - Пишем ответ
Вариант | Исходные вещества | Продукт реакции | Сумма коэффициентов |
|
||||||||
1 | Na, O2 | 11.5 | ||||||||||
2 | К, С12 | 5.6 | ||||||||||
3 | Mg, Вг2 | 23 | ||||||||||
4 | Na, N2 | 11.2 | ||||||||||
5 | А1, O2 | 9 | ||||||||||
6 | К, Н2 | 20 | ||||||||||
7 | Si, O2 | 66.5 | ||||||||||
8 | Li, Cl2 | 2.24 | ||||||||||
9 | K, N2 | 1.31 | ||||||||||
10 | Са, O2 | 20 | ||||||||||
11 | Ва, С12 | 2.8 | ||||||||||
12 | Cu, F2 | 12.75 | ||||||||||
13 | Al, Br2 | 2.70 | ||||||||||
14 | Ag, F2 | 5.6 | ||||||||||
15 | Mg, Cl2 | 119 | ||||||||||
16 | Mg, O2 | 1.2 | ||||||||||
17 | K, O2 | 0.224 | ||||||||||
18 | Li, O2 | 3 | ||||||||||
19 | Li, F2 | 4 | ||||||||||
20 | Li, Br2 | 2.240 | ||||||||||
21 | Be, O2 | 5 | ||||||||||
22 | Al, F2 | 54 | ||||||||||
23 | B, O2 | 11.2 | ||||||||||
24 | Sr, F2 | 4.4 | ||||||||||
25 | Sr, O2 | 26 |
Начало учебного года
В первые дни сентября хочу напомнить ученикам:
«Не ленитесь, нужно повторить очень много вопросов.
Я понимаю, что очень лень, да и привычка к систематическим занятиям ещё не вернулась,
но поверьте, победа над собой сейчас приведёт к успеху в будущем.»
8 класс
Ваша задача — выучить всё то, о чём говорили на уроке. Прочитайте материал несколько раз, закройте книгу или тетрадь и кратко повторите прочитанное. Начинайте учить символы химических элементов заранее. Ежедневно осваивайте написание 4—5 новых символов, повторяя изученное вчера.
9 класс
Необходимо повторить по тетради 8 класса:
- Строение атома;
- Виды химической связи;
- Определение основных классов: оксиды, кислоты, основания, соли;
- Формулы и названия кислот и солей;
- Характер оксидов.
10 класс
Повторить названия первых 10 представителей алканов, уметь составить формулу гомолога и изомера для любого из них.
11 класс
Повторить свойства карбоновых кислот и аминов.