Перейти к основному содержанию.

Навигация:

Путь к странице:  Главная »  Сегодня на уроке

Большое обновление — материалы для самостоятельного изучения (2009)

Все файлы в формате .docx (MS Office 2007). Для чтения в MS Office 2003 потребуется плагин.


8 класс

Файл №1 (Ковалентная связь)
Файл №2 (Металлическая связь)

9 класс

Файл №1 (Алюминий)
Файл №2 (Железо)

10 класс

Файл №1 (Циклоалканы)
Файл №2 (Алкадиены)
Файл №3 (Арены)

11 класс

Файл №1 (Высокомолекулярные соединения)
Файл №2 (Сущность и классификация химических реакций)
Файл №3 (Окислительно-восстановительные реакции)


Подготовка к экзаменам — продолжение

Билет №12

Электрохимический ряд металлов. Необходимо упомянуть о том, что создал этот ряд русский учёный Н. Н. Бекетов на основании эксперимента. Поэтому исторически этот ряд называют рядом Бекетова или вытеснительным рядом.
Электрохимия изучает окислительно-восстановительные процессы, которые могут служить источником электрической энергии и окислительно-восстановительные процессы, которые протекают при участии электрической энергии.

В электрохимии используют проводники первого рода — металлы, которые обладают электронной проводимостью, и проводники второго рода — электролиты, обладающие ионной проводимостью. Другими словами, Электрохимический ряд металлов можно использовать только для водных растворов солей и кислот и самой воды.

Из Электрохимического ряда следует:

  1. чем левее расположен металл, тем он активнее, тем легче он отдаёт e (окисляется), тем труднее его ионы принимают e (восстанавливаются);
  2. каждый Ме вытесняет все последующие за ним Ме из растворов их солей. Это справедливо для Ме, стоящих после магния, т.к. активные Ме реагируют в первую очередь с водой с вытеснением водорода;
  3. Ме, стоящие до водорода, вытесняют его из кислот–неокислителей.

Билет №11

Определение аллотропии. Понятие об аллотропных модификациях.

Примеры:
Кислород и озон: философские понятия о переходе количества в качество. Кислород состоит их 2 атомов, между которыми двойная прочная связь, поэтому кислород находится в природе при обычных условиях, а озон — из 3–х атомов, между которыми одинарная непрочная связь, поэтому может находится в природе только при низких температурах, например, озоновый слой Земли.

Фосфор: красный (стабильный при обычных условиях); белый (может храниться под слоем воды, потому что самовоспламеняется на воздухе).

Углерод: графит и алмаз.

Сера: кристаллическая, пластическая, аморфная.

У металлов аллотропия тоже распространена, но аллотропные модификации металлов отличаются не так сильно. Наиболее яркий пример — это олово. Белое обладает металлическими свойствами, а серое — неметаллическими.

Органическая химия.

Существует план, которого я рекомендую придерживаться, отвечая на вопросы по органике.

Определение класса соединений.
Общая формула.
Первые 4—5 представителей (формулы): брутто (исходим из общей формулы) и структурную (по определению), например: Алканы — это углеводороды, отвечающие общей формуле CnH2n+2, в молекуле которых все связи σ.

СH4

C2H6

C3H8 — данная формула составлена по общей формуле алканов, а структурная показывает, что все связи одинарные.

Затем переходим к номенклатуре. На экзамене в школе можно ограничиться только международной.

  1. Состояние атома углерода
  2. Число σ—связей
  3. Гибридизация
  4. Угол между гибридными орбиталями
  5. Форма молекулы
  6. Число π—связей
  7. Возможность свободного вращения вокруг связи С—С
  8. Длина связи С—С

Изомерия. Рекомендую повторить все виды изомерии, рассматриваемые в школьном курсе химии:

Для каждого конкретного класса веществ привести примеры видов изомерии, составить структурные формулы молекул, дать им название.

Химические свойства. Вытекают из строения молекулы: если связи одинарные — прочные, выгодные, то характерны реакции замещения, а если связи двойные — непрочные, невыгодные, то характерны реакции присоединения за счёт разрыва π—связей и превращения их в σ.
Получение.
Применение.

Подготовка к экзаменам

Билет №1


Билет №2

Ответ на этот билет уже практически подготовлен.
Нужно выбрать элементы III периода и IА или VIIА группы.

Элементы одного периода. Рассмотреть их строение, отметив, одинаковое число е&ndashоболочек, и увеличение числа валентных е.
Сделать выводы о металлических и неметаллических свойствах в зависимости от числа е на последней оболочке — каждый период начинается щелочным металлом, переход к металлам, чьи соединения амфотерны, переход к неметаллам, активность неметаллов увеличивается и период заканчивается галогеном и инертным газом.

Затем составить формулы оксидов этих элементов, указав изменяемость их характеров от основного через амфотерный к кислотному. Затем составить формулы гидроксидов, соответствующих этим оксидам, указав изменяемость их характеров от основного через амфотерный к кислотному. Желательно написать структурные формулы.

Уделите время для отработки этого материала, потому что данный материал необходим на ответ билета №14.

Элементы одной группы.
Рассмотрев строение щелочных металлов, укажите, что сохраняется число валентных е, а следовательно, и металлический характер, но меняется число электронных оболочек, радиус атома и притяжение валентных е к ядру ослабевает, что приводит к лёгкости отдачи е, и, как следствие, усиление активности.
Поскольку сохраняется число валентных е, то сохраняется форма и характер оксидов Me2O (основной) и гидроксидов MeOH (щёлочь) для всех элементов данной подгруппы.

Билет №3

Виды связи.

Билет №9

Металлы.
Положение в П.С.(нижний левый треугольник — элементы главных подгрупп + все элементы побочных подгрупп). Большая часть материала уже подготовлена в вопросах П.З. и строение атома. Рекомендую рассмотреть строение металлов Na — типичный, Al — соединения амфотерны, Fe — представитель побочной подгруппы.
Физические свойства и металлическая связь тоже уже изучены в билете №3.
Химические свойства просят рассмотреть с точки зрения восстановительных. Это значит, что все реакции, предложенные вам, необходимо уравнивать с помощью уравнения электронного баланса.
Необходимо рассмотреть реакции металлов с простыми веществами, неметаллами и со сложными веществами (водой, кислотами, солями, оксидами других металлов). Рассматривая реакции с кислотами, желательно рассмотреть взаимодействие металлов, стоящих в ряду напряжения до водорода (не брать щелочные и щёлочно–земельные, потому что они реагируют с водой) с разбавленной серной кислотой, как представительницей класса кислот.
Также показать реакции с концентрированной серной и азотной китслотами, любой концентрации.

Помни! В этих случаях получаются 3 продукта: соль, газ (ни в коем случае не водород!) и вода.

Уравниваем по следующим правилам:

  1. Ищем элементы, изменившие α;
  2. Составляем уравнение электронного баланса
  3. Ставим коэффициенты:
    • Перед газом;
    • Перед атомами металла в обеих частях уравнения
  4. Считаем число атомов S или N в правой части
  5. Ставим коэффициент перед кислотой
  6. Уравниванием атомы водорода
  7. Делаем проверку по кислороду
  8. Пишем названия процессов, а также указываем, кто выполняет роль окислителя и восстановителя.


Уделите время для отработки этого материала, потому что данный материал необходим на ответ билетов №№10, 14 и 21.

Билет №10



Инструкция по решению задач.

  1. Читаем задачу 3 раза:
         1-й, чтобы прочитать
         2-й — составить краткое условие
         3-й — составить уравнение реакции и подчеркнуть коэффициенты
  2. Над формулами веществ выписываем данные из краткого условия
  3. Под формулами — соответствующие молярные массы, объёмы с учётом числа моль (коэффициент перед формулой)
  4. Составляем пропорцию:
         1-я строчка — данные над формулами
         2-я строчка — данные под формулами
  5. Пишем ответ

Уровень В

Вариант Исходные вещества Продукт реакции Сумма коэффициентов
Заданные параметры
Объём
исходного вещества (для газа)
Масса
исходного вещества m, г
Масса
продукта реакции m, г
1 Na, O2       11.5  
2 К, С12     5.6    
3 Mg, Вг2         23
4 Na, N2     11.2    
5 А1, O2       9  
6 К, Н2         20
7 Si, O2       66.5  
8 Li, Cl2     2.24    
9 K, N2         1.31
10 Са, O2       20  
11 Ва, С12     2.8    
12 Cu, F2         12.75
13 Al, Br2       2.70  
14 Ag, F2     5.6    
15 Mg, Cl2         119
16 Mg, O2       1.2  
17 K, O2     0.224    
18 Li, O2       3  
19 Li, F2         4
20 Li, Br2       2.240  
21 Be, O2         5
22 Al, F2       54  
23 B, O2     11.2    
24 Sr, F2       4.4  
25 Sr, O2         26

Начало учебного года

В первые дни сентября хочу напомнить ученикам:
«Не ленитесь, нужно повторить очень много вопросов. Я понимаю, что очень лень, да и привычка к систематическим занятиям ещё не вернулась, но поверьте, победа над собой сейчас приведёт к успеху в будущем.»

8 класс

Ваша задача — выучить всё то, о чём говорили на уроке. Прочитайте материал несколько раз, закройте книгу или тетрадь и кратко повторите прочитанное. Начинайте учить символы химических элементов заранее. Ежедневно осваивайте написание 4—5 новых символов, повторяя изученное вчера.

9 класс

Необходимо повторить по тетради 8 класса:

  1. Строение атома;
  2. Виды химической связи;
  3. Определение основных классов: оксиды, кислоты, основания, соли;
  4. Формулы и названия кислот и солей;
  5. Характер оксидов.

10 класс

Повторить названия первых 10 представителей алканов, уметь составить формулу гомолога и изомера для любого из них.

11 класс

Повторить свойства карбоновых кислот и аминов.

Меню: Главная | Обо мне | Сегодня на уроке | Страница классного руководителя | Для родителей | Разное